![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
492 года назад завершился жизненный путь пирата и авантюриста Васко Нуньеса де Бальбоа (1475 – 12 января 1519). Заслуги его перед историей, может, и сомнительны, однако до него никто из европейцев не догадался устроить в Америке город, к тому же он во главе небольшого отряда испанцев первым вышел на берег Тихого океана.
Бальбоа вырос в обедневшем семействе испанских дворян. Перспектив на родине не было никаких, и он рано подался за приключениями в Новый свет. Где-то около 1500 года он ходил у берегов Колумбии (на корабле ходил, то-есть), а потом, видимо, решил осесть, и заделаться мирным хлебопашцем. И следующие 10 лет Васко Нуньес де Бальбоа честно пытался построить себе новую жизнь на славном острове Эспаньола. Да только кто родился пиратом, пиратом и помрет, а в фермерах ему делать нечего.
Благополучно разорившись в 1510 году (ну да, а чего можно было ожидать), Бальбоа нанялся в экспедицию по укреплению испанской колонии на землях нынешней Колумбии. Колонисты плохо справлялись с индейцами, и мало сумняшеся, бывший фермер предложил перенести колонию в более удачное место. Мирные земли Панамского перешейка привлекли только часть колонистов, но те, кто соблазнился, последовали за Бальбоа безоговорочно. Тут-то он и развернулся. В Дарьене был построен первый город европейцев – Санта Мария де ла Антигва, и карьера захудалого идальго пошла в гору. Поначалу он лишь вошел в состав магистрата, но вскоре уже правил всем единолично, и королю ничего не оставалось, как назначить Бальбоа генерал-капитаном и временным губернатором всего Дарьена.
Впрочем, и на этой должности он оставался скорее пиратом, нежели чиновником: в поисках золота и рабов не брезговал ни пытками, ни убийствами, ни подкупом. Говорят, туземцы особенно боялись его собак, которые по приказу Бальбоа рвали на части любого.
Он искал и искал золото, и почти нашел свое Эльдорадо, но тут «на помощь» колонистам король выслал интригана-чиновника Педро Ариаса Д`Авилу, чтобы Бальбоа не забрал себе слишком много власти и золота, кое самодержец, видимо, заранее считал своей собственностью.
Бальбоа, не дожидаясь «подмоги», двинулся в обществе пары сотен испанцев и многих проводников через материк, и спустя месяц вышел к Тихому океану, который, правда, назвал всего-навсего Южным морем. Вновь открытые земли Бальбоа назвал Перу, и король – куда было деваться – назначил первопроходца губернатором всего побережья. Правда, это мало помогло ему в позиционных боях с Д`Авилой, под началом коего он оказался, вернувшись в Дарьен. Бои продолжались с переменным успехом, вроде бы наш герой победил и был-таки назначен губернатором провинции, но Д`Авила обвинил его в государственной измене , и отрубил Бальбоа голову, чтобы уж наверняка взять верх в интриге.
В общем, так все и закончилось, внезапно, как оно чаще всего и заканчивается. Но уж Южного моря, Перу и личного города у Васко Нуньеса де Бальбоа не отнимет никто. Как и посмертной славы.