![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
842 года прошло с того дня, как в 1169 году Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский взял на копье «мать городов русских». Сама по себе акция необычная, считается, что именно с этого момента наступает эпоха феодальной раздробленности, междукняжеских свар.
В поход против киевского князя Мстислава Изяславича отправились суздальские, владимирские, ростовские, смоленские, черниговские полки – всего «коалиция» состояла из 11 князей. После трехдневной осады огромное войско ворвалось в Киев и еще два дня продолжалось разграбление города и истребление его жителей. Грабили и жгли дома, и храмы, и монастыри – последнее случай также не слишком частый в истории Древней Руси. Из храмов уносили не только драгоценности, но и утварь: иконы, кресты, колокола и ризы. Андрей достиг своей цели – древний Киев перестал быть неприкосновенным центром русских земель. Что интересно, владимирский князь в Киеве не остался, а отдал его в удел брату Глебу. Сам же вернулся во Владимир.
Вообще, этот персонаж родился гораздо раньше, чем следовало. Из него вышел бы прекрасный самодержец Всероссийский. До него великие князья всегда «сидели» в Киеве, и старшинство княжеское было неразрывно связано с киевским «столом». Андрей Боголюбский отделил старшинство от места, и перенес центр русских земель в «Русь залесскую». Не любил «вечевой традиции», желал править самодержавно, а суздальских «старших бояр», имевших при его отце право голоса, попросту прогнал из своих земель.
Этот нетипичный русский князь и погиб не на поле боя, а в результате классического дворцового заговора. Бояре не смогли стерпеть полного отстранения от власти, однажды ночью выманили князя из спальни и убили.
Если бы не старый слуга Кузьмище Киянин (Киевлянин), похоронивший своего господина, лежать бы великому князю Владимирскому во дворе без погребения, покуда грабили княжеские палаты…